Моя автомобильная КВ антенна Моя автомобильная КВ антенна
Сделать быстосъёмную антенну на машину для возможности поработать на КВ при небольших выездах на природу хотелось давно. Вот только информации по таким антенам в интернете крайне мало. Всего пара публикаций. Гораздо больше реплик типа "работать не будет!". Однако сам уже неоднократно работал с экспедициями, работающими иной раз даже с движущегося автомобиля.
Через энное время в голове сложилась примерная конструкция. Поскольку в данный момент возможности заказывать изготовление "токарных" деталей нет, решил сделать некий кустарный "экспериментальный прототип", чтобы в дальнейшем, при изготовлении законченной конструкции учесь ошибки и недостатки.
Излучающий штырь использован от автомобильной антенны для магнитолы. На местном автомобильном рынке был выбран самый длинный из имеющихся в наличии, длинной 2 метра. К сожалению, провод, заделанный в пластиковый прут, достаточно тонкий, менее 1 миллиметра. Удлинняющая катушка была сделана из дерева диаметром 26 мм (использован имеющийся в наличии деревянный кругляк) и длинной 170 мм. С одной стороны в торец кругляка закреплено "родное" крепление антенны, с другой стороны установлен резьбовой разьем наподобии СР-50. Сама катушка намотана медным проводом диаметром 2 мм с таким-же шагом. Длинна намотки 150мм. Намотка производилась двумя сложенными вместе проводами, один из которых играл роль "формирователя шага намотки" и по окончанию намотки был удален. Однако , в результате реальный шаг намотки оказался больше. Каждый виток "точечно" закреплен клеем "Момент". Вдоль катушки, по вертикали, каждый виток был зачишен по длинне примерно 5 мм и облужен. Верхний конец катушки закреплен под крепление антенны, нижний никуда не подключен. От разъема сделан небольшой гибкий проводник в изоляции, оканчивающийся небольшим "крокодилом". Таким образом, можно оперативно изменять количество витков удлинняющей катушки и перестраивать ее на необходимый диапазон.
В ближайший выходной при выезде на садовый участок антенна была испытана и "промерeна" антенным анализатором MFJ-259. (результаты будут выложены чуть позже)
В процессе изменений была выявлена неприятная особенность - антенна "категорически отказалась" строится выше 24 МГЦ. Наиболее вероятно обьясняется это наличием своеобразной удлинняющей катушки в виде стальной пружины крепления. так что на первом этапе от 10 метрового диапазона пришлось отказаться. Да и всей длинны катушки оказалось достаточно только до 20 метров (а так хотелось захватить кусочек 40 метрового диапазона в районе 7.080 МГЦ
Далее в процессе измерений выяснилось, что начиная с 18 МГЦ начинает резко расти минимум КСВ (2 и более). Причиной этого оказалась недостаточная ёмкостная связь с крышей автомобиля ("землей - противовесом") из-за малого диаметра магнитного основания. Пришлось оперативно сделать "заземление" на кузов. Подключение к кузову в самой ближайшей возможной точки с одной стороны оказалось недостаточным и пришлось сделать аналогичное подключение с другой стороны. После подключения "заземления" перестала так-же смещатся резонансная частота антенны при "заземлении" корпуса входного разьема на "массу" автомобиля в салоне.
Некоторые результаты измерений (вообще были промерены все витки катушки на наличие наилучшего резонанса).
Частотота | Число витков | SWR | Сопротивление | Частота min. при SWR до 1.5 | Частота max. при SWR до 1.5 |
25.040 | 1 | 1.1 | 48 | 24.700 | 25.450 |
24.875 | 3 | 1.1 | 48 | 24.300 | 25.250 |
21.890 | 10 | 1.2 | 48 | 20.840 | 22.240 |
17.860 | 17 | 1.2 | 35 | 17.680 | 18.240 | 14.110 | 34 | 1.1 | 48 | 14.000 | 14.310 |
Конечно, прежде чем делать такую конструкцию, следовало-бы попытаться смоделировать сначала поведение такой антенны например, в "MMAN-e". Но все делалось быстро накануне выходных... Впрочем, данный эксперимент я считаю вполне удачным, так как помимо нахождения некоторых неочевидных "граблей" в конструкции было проведено и несколько тестовых связей (трансивер YAESU FT-840 при выходной мощности примерно в 30 Ватт - больше не позволяла просадка питания в питающих проводах - выяснился "узкий" момент в питающем хозяйстве). Самое большое расстояние - до RA0WWW/P ~ 2200 км - и это при почти полном отсутствии прохождения!
![]() Катушка |
![]() "Земля" в салоне |
![]() На машине |
![]() "Лаборатория" |
![]() Заземление |
Некоторые снимки выполнены мобильный телефоном SonyEricsson K700,
поэтому качество оставляет желать лучшего
Права на все материалы, использованные выше, принадлежат их владельцам